Бюро для коррупционеров

10:21, 9 апреля 2012
Газета: 13 (131)
Пока в
Бюро для коррупционеров
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Пока в парламенте готовятся к принятию в целом нового Уголовного процессуального кодекса (р. №9700), который, по информации спикера Верховной Рады Владимира Литвина, будет вынесен на пленарное заседание 10 апреля, отдельные практические новации, связанные с УПК, планируется внедрить уже в ближайшее время.

 

Комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией рекомендовал парламенту принять за основу проект закона «О Национальном антикоррупционном бюро» (р. №9746, автор н/д Арсений Яценюк), которым предлагается создать новый государственный орган со специальным статусом – Национальное антикоррупционное бюро (НАБ). На него будут возлагаться предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупционных правонарушений и должностных преступлений, которые совершили высокие должностные лица, уполномоченные на выполнение функций государства и органов местного самоуправления. К полномочиям НАБ предлагается отнести составление административных протоколов, осуществление оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия по установленным законопроектом деяниям. Что касается дел, которые будут расследоваться следователями Нацбюро, то это дела о преступлениях, предусмотренных ст. 191, 209, 209-1, 210, 211, 255-257, 343-1, 364 – 370, 375, 376, 384 – 388, 396 Уголовного кодекса, если преступление совершено высшими должностными лицами государства или органов местного самоуправления. А это и получение взяток, и растрата имущества, и сокрытие преступления.

 

Согласно проекту, надзор за соблюдением законности во время проведения НАБ оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия осуществляют исключительно определенные Генпрокурором прокуроры, которые непосредственно подчиняются, отзываются и освобождаются от должностей Генеральным прокурором. Другими гарантиями независимости НАБ от незаконного вмешательства и препятствования его деятельности являются особый порядок назначения и увольнения председателя НАБ и его замов; квалификационный отбор работников НАБ; особый порядок его финансирования и особая система внутреннего и внешнего контроля.

 

В ожидании реорганизации

 

В законопроекте №9746 предлагается создать НАБ на базе и за счет специальных подразделений по борьбе с коррупцией и организованной преступной деятельностью Службы безопасности и подразделений ГУБОП МВД Украины, а также за счет подразделений внутренней безопасности органов государственной власти, кроме соответствующих подразделений Вооруженных Сил, СБУ и других военных формирований. Предельную штатную численность НАБ предлагается установить на уровне 1500 человек, в т. ч. до 1200 человек рядового и начальствующего состава.

 

Глава НАБ назначается на должность и увольняется с нее Верховной Радой. При этом увольнение от должности председателя НАБ происходит только в случае истечения срока, на который он назначен, назначения или избрания на другую должность с его согласия; достижения возраста 65 лет; нарушения требований относительно совместимости; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии, которая создается по решению Президента Украины; вступления в законную силу обвинительного приговора суда относительно него; прекращения гражданства Украины; подачи заявления об увольнении с должности по собственному желанию; нарушения присяги; вступления в силу постановления Верховной Рады о неудовлетворительной деятельности НАБ за отчетный период.

 

В ст. 38 проекта нового УПК, рекомендованного ко второму чтению, среди органов предварительного расследования указываются и следователи соответствующих отделов органов «государственного антикоррупционного бюро расследований Украины». На сегодня законодательством не предусмотрено создание этого органа, однако о такой необходимости народные депутаты не раз заявляли при обсуждении проекта УПК. Связано это было с тем, что первоначальным вариантом кодекса предлагалось сохранить за прокуратурой функции проведения следствия еще на пять лет, а по истечении этого времени передать их Службе безопасности Украины. По мнению главы Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Виктора Швеца и других депутатов, СБУ в таком случае превратилось бы в мощный репрессивный аппарат вместо органа, который должен заниматься контрразведывательной деятельностью.

 

Члены Комитета задались вопросом, почему бы не пойти на мужественный шаг и не указать, что с 1 января 2013 г. на базе Главного следственного управления ГПУ создается отдельный следственный комитет. С тем, что в создании отдельного органа есть логика, согласился и советник Президента Андрей Портнов. Однако, хотя создание такого органа поддерживают и министр юстиции, и рабочая группа по подготовке УПК при АП, и руководство Генпрокуратуры, возникает вопрос, можно ли одновременно вносить на рассмотрение парламента процессуальный кодекс, который предусматривает новые процедуры, и создавать новый орган. По мнению г-на Портнова, есть риск, что «может просто прекратиться борьба с преступностью».

 

Стоит ли торопиться?

 

Отметим неоднозначную позицию управлений ВР в отношении целесообразности создания НАБ. Так, в замечаниях Главного юридического управления ВР к проекту УПК, рекомендованному к принятию в целом, сказано о необходимости оперативного создания подобного органа: «Чем позже начнет функционировать Государственное антикоррупционное бюро расследований Украины, тем дольше в нарушение требований Конституции Украины сохранится следствие в органах прокуратуры». Но уже в заключении Главного научно-экспертного управления на проект №9746 говорится, что правовой статус Нацбюро «непонятен и противоречив»: «Под органами, которые имеют специальный статус, обычно понимаются прямо или косвенно названные в Конституции органы, не отнесенные ни к одной из «ветвей» единой государственной власти. По нашему мнению, полностью решить эту проблему в том направлении, которое предлагается законопроектом, могло бы только внесение изменений в Конституцию, которые установили бы существование в системе органов государственной власти не только таких независимых органов, как Центральная избирательная комиссия, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, Антимонопольный комитет Украины, но и других, например, Национального антикоррупционного бюро». Создание же в предложенном проектом виде НАБ, тем более, на базе специальных подразделений МВД и СБУ, которые (как признает автор проекта в пояснительной записке) «не стали препятствием на пути распространения коррупции в высших эшелонах власти», по мнению ГНЭУ, не приведет к кардинальному изменению ситуации в сфере противодействия коррупции и организованной преступности. «Ведь фактически речь идет о применении противодействия теми же силами и средствами, которые сегодня используются специальными подразделениями МВД и СБУ», – отмечают эксперты управления.

 

В принципе, идею создания НАБ (элитной службы, укомплектованной высококвалифицированными специалистами, которые будут распутывать наиболее сложные дела, связанные с организованной преступностью и коррупцией в свете нового УПК) вновь «сняли с дальней полки». Законопроект №9746 – это новый вариант отклоненного ВР 7 июля 2010 г. проекта закона «О Национальном антикоррупционном комитете» (р. №5437 от 15 декабря 2009 г.). Впервые же в нашей стране о подобной службе заговорил Григорий Омельченко, который с июля 1994 г. не раз подавал Президенту Л. Кучме свои письменные предложения по этому поводу. Название проектируемого ведомства (Национальное бюро расследований) явно перекликалось с названием ФБР США, а сама идея создания этого органа была косвенным результатом давления американцев, которые жаловались, что из-за чрезмерной коррумпированности и засилия организованной преступности в Украине рискованны и инвестиции, и ведение бизнеса. Предполагалось, что Бюро реально начнет работать совсем скоро, когда ВР примет закон о НБР и внесет необходимые изменения в УПК и закон об оперативно-розыскной деятельности. Особых препятствий со стороны парламента не ожидалось, поскольку большинство депутатов эту идею одобряли. Однако, увидев, что НБР создается не в том виде, в котором хотелось, а главное, возглавляется не теми людьми, Г. Омельченко и группа близких ему по духу коллег из сторонников Бюро превратились в его врагов. Через два месяца после издания Указа Президента 45 народных депутатов обратились в КСУ с представлением о том, что НБР противоречит Основному Закону. А 6 июля 1998 г. Суд признал неконституционными некоторые положения, касающиеся принципов подчиненности НБР, его организационной структуры и решения кадровых вопросов. В итоге парламент не пожелал ни принять закон о НБР, ни выделить 15 млн грн на его содержание, и Бюро осталось существовать лишь на бумаге.

 

Найдутся ли в этот раз у государства средства на НАБ, а у депутатов – желание поддержать его создание не только на бумаге, тоже вопрос.

 

Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олег Проскурняк
    Олег Проскурняк
    голова Господарського суду Чернівецької області
  • Ольга Черниш
    Ольга Черниш
    суддя Кіровоградського окружного адміністративного суду