Антикоррупционный Комитет одобрил законопроекты об ограничении доступа к судебным решениям и разрешении суда не проводить запись судебных заседаний

10:00, 28 марта 2023
Transparency International Ukraine призвало отклонить эти законопроекты как направленные на ограничение прав граждан, но Комитет, куда входят Анастасия Радина и бывший глава TI Ukraine Ярослав Юрчишин, предоставил им положительное заключение.
Антикоррупционный Комитет одобрил законопроекты об ограничении доступа к судебным решениям и разрешении суда не проводить запись судебных заседаний
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Антикоррупционный Комитет Верховной Рады, возглавляемый народным депутатом Анастасией Радиной, составил положительные выводы на законопроекты, которыми предлагается ограничить доступ граждан к судебным решениям и разрешить не производить запись судебных заседаний вопреки предписанию Конституции.

Речь идет о законопроектах №7033-д и №8359. Ранее в опубликованном обращении Transparency International Ukraine за подписью представителей общественных организаций призвало народных депутатов Украины отклонить проекты законов №7033-д, предусматривающий ограничение доступа к судебному реестру, и №8359, позволяющий не проводить запись судебных заседаний.

Интересно, с 2016 по 2018 год исполнительным директором Transparency International Ukraine был народный депутат Ярослав Юрчишин, являющийся первым заместителем председателя Комитета Анастасии Радиной, за подписью которой проектам фактически дали допуск к следующей стадии рассмотрения в парламенте.

Итак, в обращении Transparency International Ukraine от 17 марта указано, что предложенные этими законопроектами изменения «являют собой опасность непропорционального ограничения доступа общества к важной информации, праву на справедливый суд, создадут коллизии с требованиями законодательства и противоречат ценностям демократического общества».

«Проект закона №7033-д предлагает целый ряд сомнительных новшеств, как на период военного положения, так и в мирное время.

Во-первых, предполагается существенное расширение перечня сведений, которые не могут быть разглашены в текстах судебных решений.

В частности, речь идет о наименовании и расположении объектов критической инфраструктуры. Проблема в том, что перечень таких объектов нестабильный и неполный, а сведения о большинстве объектов и так доступны в открытых источниках (например, об органах пенсионного фонда, социальной защите населения, органах местного самоуправления и, наконец, о судах).

Нет никакого смысла прятать информацию «от врага», которая и без того годами ему известна и доступна.

Зато такое сокрытие значительно усложнит мониторинг судебных решений для общественности.

Во-вторых, на время действия военного положения и год после его окончания предлагается ограничить доступ к судебным решениям по делам, представляющим особый общественный интерес (в частности, о преступлениях против основ нацбезопасности, охране гостайны, неприкосновенности госграниц, призыва и мобилизации, а также порядка несение военной службы). Такое ограничение непропорционально и не соответствует запросу общества. Ведь журналисты, адвокаты, ученые, общественные активисты не смогут узнать обстоятельства дела и назначенное судом наказание государственным изменникам, коллаборантам, пособникам оккупантов и т. д. Сокрытие судебных решений однозначно повысит напряжение и недоверие к власти в украинском обществе.

В-третьих, планируется предоставить судьям право произвольно изымать из судебного реестра информацию по решениям по делам, рассмотренным в открытом заседании, что противоречит общему принципу гласности судебного процесса и несет коррупционные риски.

В свою очередь, проект закона №8359 предусматривает пространство для злоупотребления по фиксации судебного процесса. Согласно ему, во время военного или чрезвычайного положения «в случае объективной невозможности» полностью фиксировать судебное заседание технически, секретарь записывает лишь существенные моменты рассмотрения дела в протоколе. Трактовать, что такое объективная невозможность, любой судья может по-своему.

Законодательство должно иметь единый подход к ограничению доступа к информации, поэтому открытая информация не должна быть ограничена в судебных решениях. Иначе это угрожает нормальному функционированию Единого государственного реестра судебных решений, который является демократическим достижением украинского общества.

Ограничение доступа к судебным решениям отбросит Украину на десятки лет назад в демократическом продвижении – до уровня России и Беларуси – и будет представлять опасность для дальнейшего процесса интеграции в Европейский Союз», - говорится в заявлении.

По состоянию на вечер 27 марта новые редакции законопроектов на сайте парламента не опубликованы, следовательно, их текст не претерпел изменений.

К тому же, как ранее писала «Судебно-юридическая газета», законопроектом 8359 предложено также дополнить Закон «О доступе к судебным решениям» положением о том, что в условиях военного или чрезвычайного положения в случае обесточивания электросети суда суд может вносить в Реестр судебные решения на следующий рабочий день «после устранения соответствующих обстоятельств».

Высший совет правосудия считает законопроект необходимым, в частности с точки зрения того, что судей можно будет не привлекать за это к дисциплинарной ответственности.

Впрочем, несмотря на обращение общественных организаций от 17 марта 2023 года, Комитет ВР по вопросам антикоррупционной политики определил такими, что отвечают  требованиям антикоррупционного законодательства как законопроект №7033-д, так и законопроект №8359.

Ниже прилагаем выводы Комитета за подписью Анастасии Радиной.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Статус ограничено пригодных отменят: как это повлияет на мобилизацию
Telegram канал Sud.ua
Статус ограничено пригодных отменят: как это повлияет на мобилизацию
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Ірина Гирила
    Ірина Гирила
    суддя Господарського суду Тернопільської області
  • Леонід Лобойко
    Леонід Лобойко
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді
  • Марія Мартинишин
    Марія Мартинишин
    суддя Франківського районного суду м. Львова
  • Людмила Граб
    Людмила Граб
    суддя Сьомого апеляційного адміністративного суду
  • Ольга Дегтярьова
    Ольга Дегтярьова
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва