От 1700 до 340 тысяч грн за неподачу информации о конечном бенефициарном владельце: кто будет определять финальный размер штрафа

12:33, 27 сентября 2022
Законодатели решили самостоятельно не определять, на сколько будут штрафовать за неподачу информации о настоящих владельцах компании, и делегировать все вопросы Минюсту.
От 1700 до 340 тысяч грн за неподачу информации о конечном бенефициарном владельце: кто будет определять финальный размер штрафа
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Верховная Рада приняла закон о штрафах за неподачу или несвоевременное предоставление информации о конечном бенефициарном владельце. Пока он еще не подписан Владимиром Зеленским. Хотя именно он выступил инициатором соответствующего законопроекта №6320. Впрочем, недавно появилась его окончательная версия после голосования, подписанная Русланом Стефанчуком.

Согласно поправке, которую внесли ко второму чтению народные депутаты Даниил Гетманцев, Ольга Василевская-Смаглюк и Виктория Кинзбурская, изменениями в статью 35 Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» предусмотрена достаточно широкая «вилка» штрафа от 1700 до 340 тысяч грн.

  • внесение лицами, уполномоченными на совершение действий, направленных на государственную регистрацию создания юридического лица или смену участников юрлица, в документы, подаваемые для такой государственной регистрации, заведомо ложных сведений о конечном бенефициарном владельце юридического лица или о его отсутствии влечет наложение штрафа на такое юридическое лицо в размере от 1700 до 340 тысяч грн.
  • неподача или несвоевременное представление лицами, уполномоченными действовать от имени юридического лица, государственному регистратору информации о конечном бенефициарном владельце юридического лица или о его отсутствии влечет наложение штрафа на такое юридическое лицо - в размере от 1700 до 340 тысяч грн.
  • непредоставление юридическими лицами – резидентами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц, и физическими лицами – резидентами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц и/или оказывающих решающее влияние на их деятельность, по запросу юридических лиц информации, необходимой для представления юридическим лицом для внесения или актуализации в Едином государственном реестре информации о конечном бенефициарном владельце и структуре собственности юридического лица, влекут наложение штрафа на такое юридическое или физическое лицо - резидента - в размере от 1700 до 340 тысяч грн.

При этом привлечение лиц к ответственности осуществляется Министерством юстиции.

Интересно, что при столь широкой «палитре» штрафов сам закон не регулирует, когда он будет составлять 1700 грн, а когда – 340 тысяч. Не установлен и сам механизм.

Порядок привлечения юридических лиц к ответственности и порядок определения размеров штрафов за такие действия отданы Министерству юстиции Украины.

На это обратили внимание и в Главном юридическом управлении ВР.

Положениями части четвертой статьи 35 Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (в редакции законопроекта) устанавливают виды правонарушений в сфере государственной регистрации и определяют, что порядок привлечения юридических лиц к ответственности за такие действия устанавливается Министерством юстиции Украины».

Таким образом, Министерство юстиции будет устанавливать подзаконным нормативно-правовым актом полномочия по привлечению лиц к ответственности, а также будет определять порядок такого привлечения. В то же время, учитывая, что в соответствии со статьей 8 Конституции Украины в Украине признается и действует принцип верховенства права; Конституция Украины имеет высшую юридическую силу; законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей, констатируем противоречие приведенных положений законопроекта с конституционными принципами и нормами других законов Украины», - отметили в ГЮУ.

Также эксперты отметили, что при новом нормативном регулировании Министерство финансов Украины и Министерство юстиции будут иметь право получать любую информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом (конфиденциальную, профессиональную тайну) у держателей реестров. Следовательно, на законодательном уровне предлагается определить, что сведения, которые собирались полномочными органами государственной власти или другими уполномоченными законом субъектами у физических лиц (субъектов персональных данных) и юридических лиц (о физических лицах) на определенные законные цели (понятные и предполагаемые для самих лиц), будут свободно обрабатываться другими органами государственной власти для реализации других целей, несовместимых с целями, для которых их изначально собирали, без получения дополнительного согласия субъекта персональных данных.

Вместе с тем следует напомнить, что в соответствии с новым законом, требование подачи информации о конечном бенефициарном владельце или о его отсутствии и структуре собственности не распространяется на политические партии, структурные образования политических партий, профессиональные союзы, их объединения, организации профсоюзов, предусмотренные уставом профсоюзов и их объединений, творческие союзы, местные ячейки творческих союзов, организации работодателей, адвокатские объединения, адвокатские бюро, государственные органы, органы местного самоуправления, их ассоциации, публичные компании (юридические лица, созданные в форме публичного акционерного общества, акции которых допущены к торгам по крайней мере на одной фондовой бирже (регулируемом рынке) из перечня иностранных фондовых бирж (регулируемых рынков), который формируется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, на которые распространяются требования по раскрытию информации о конечных бенефициарных собственниках, равнозначны тем, что были приняты Европейским Союзом), государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, торгово-промышленные палаты, государственные пенсионные фонды, жилищно-строительные кооперативы, дачные (дачно-строительные) кооперативы, садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (общества), объединения совладельцев многоквартирного дома, ассоциации владельцев жилых домов, внесенные в Реестр неприбыльных кооперативов объединения, обособленные структурные подразделения со статусом юридического лица (кроме обособленного подразделения иностранной неправительственной организации).

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Нестандартный подход к разделу имущества и получению алиментов при разводе – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Микола Стефанчук
    Микола Стефанчук
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Світлана Бакуліна
    Світлана Бакуліна
    суддя Верховного Суду у Касаційному господарському суді
  • Оксана Бірса
    Оксана Бірса
    голова Дніпровського районного суду міста Києва
  • Оксана Терещенко
    Оксана Терещенко
    суддя Східного апеляційного господарського суду